Ресурсное обеспечение

Комплексный подход в подборе средовых ресурсов
деятельности психолого-медико-педагогической комиссии
Дятловского районного ЦКРОиР

Ι. Материально-техническое оснащение деятельности ПМПК.


1. Организация пространства кабинета
Как двигателем прогресса является реклама, так та же реклама является двигателем эффективной деятельности ПМПК. Именно поэтому на входе в наше учреждение размещён информационный стенд о деятельности ПМПК.
Для организации кабинета ПМПК мы учитываем  реальные условия нашего образовательного учреждения, а именно:
  • характеристику существующей административно-территориальной единицы (количество детей с ОПФР - 467 , ежегодно проходит комиссию – 512 детей );
  • кадровые ресурсы (состав ПМПК  - 4  специалиста);
  • особенности реализуемой психолого-педагогической концепции,
  • материально-технические возможности,
  • особенности выделенных помещений и др.
      Основные требования к организации кабинета ПМПК
1.1. Расположение кабинета ПМПК.
           Кабинет расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Это позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.  На пути следования к кабинету создана безбарьерная среда (пандус и широкие дверные проёмы на входе в учреждение, поручни вдоль стен коридора и в самом кабинете, низкие пороги).
Для кабинета ПМПК отведено помещение с площадью 12,2 кв.м. с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 7 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.  Кабинет делится стеклом  Гезела на две части с целью создания комфортных условий для обследования ребёнка и деятельности членов ПМПК.
1.2. Организация рабочего пространства кабинета
Пространство кабинета  организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности ПМПК.  Исходя из этого,  кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:
  • зона ожидания приема ;
  • зона диагностической работы;
  • рабочая зона членов ПМПК;
Зона ожидания приема. Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся на ПМПК  дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находятся информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания). Зону ожидания приема организована  в пространстве перед кабинетом , с учетом того, что она не должна находиться в районе активного передвижения людей.
Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не  находится лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях.
   Все необходимые  материалы для работы систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.
    Для диагностической работы в кабинете  2-3 рабочих стола  разного размера, чтобы детям любого возраста было удобно за ними сидеть, выполняя задание (при необходимости это может быть один стол и при нем стул, высоту сиденья которого можно изменять). Один из рабочих столов используется как вспомогательный. Здесь перед проведением работы подготавливаются необходимые методики, формы для регистрации.
Рабочая зона членов ПМПК. В кабинете обязательно должна быть  зона членов ПМПК для обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
2. Материально-техническое наполнение
Материально-техническая оснащенность рабочего места подразумевает оборудование кабинета мебелью и техническими средствами.
2.1. Техническое оснащение кабинета 
  Рабочее место специалистов  немыслимо без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы для  видеофиксации процедуры обследования, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка данных, тщательной подготовки к проведению диагностической работы и т.д. Исходя из этого,  необходимо иметь в кабинете:
  • оргтехнику - компьютер, принтер, ксерокс, сканер;
  • систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей;
  • систему звукозаписи и звуковоспроизведения .
         Такое современное техническое оснащение позволит  не только создать комфортные условия для обследования ребёнка, а и качественно и быстро фиксировать результаты обследования, решать спорные моменты, регулировать и изменять стратегию обследования на комиссии.
2.2. Мебель в кабинете ПМПК
Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера  кабинета. Варианты и количество предметов мебели напрямую зависит от размера помещений.  Но минимально для оснащения работы необходимо иметь:
  • Рабочий стол .
  • Компьютерный стол.
  • Стол для  оргтехники.
  • Шкафы для пособий, документации
  • Тумба для телевизора, видеомагнитофона, музыкального центра.
  • Рабочие места детей (количество зависит от размеров помещения и специфики проводимой  работы в зависимости от структуры дефекта обследуемого ребёнка).
  • Журнальный стол.
  • Стулья.
  В связи с ограниченностью площади и полифункциональностью рабочего кабинета очень важно обеспечить его такой мебелью, которую можно было бы использовать в разных целях, без труда перемещать, освобождая нужные части помещения для различных занятий. В кабинете целесообразно также использовать легкие ширмы , которые позволяют легко видоизменять пространство кабинета в соответствии с целями и задачами проводимой работы.
3.     Дизайн кабинета
Оформление кабинета несет самостоятельную и очень важную функциональную нагрузку и потому является специальной дизайнерской задачей. Общим правилом оформления помещения является создание спокойной, ненавязчивой, не подавляющей, не отвлекающей обстановки, которая способствует созданию ощущения личной безопасности и комфорта, снятию эмоционального напряжения и психологической разгрузке.
ΙΙ. Организационно-методическое оснащение рабочего места
1.          Методическое обеспечение работы ПМПК
К методическому оснащению работы ПМПК  можно отнести два вида инструментария: собственно-педагогический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий   педагогическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.)).
 1.1. Методики и программы
    Вопрос подбора методик для работы педагогов-членов ПМПК– важный и     ответственный момент. В настоящее время обеспеченность интурументарием составляет 86 %.
 «Банк» методик должен включать методики для разных возрастных групп, дающие возможность проведения глубокого  анализа и грамотной интерпретации; включающие комплекс различных показателей в их динамике, дающие возможность регистрации актуальных состояний и возможность построения прогноза, определения «зоны  ближайшего развития».
Методики должны быть как для индивидуального, так и для группового исследования.
Наличие экспресс-методик для получения оперативной информации.
Использование компьютерных диагностических методик позволяет значительно экономить время на подготовке тестового материала и процедуре обработки результатов.
1.2 Методические средства, обеспечивающие диагностическую  деятельность.
       Для полноценного проведения  работы необходимо иметь:
набор практических материалов для диагностик нарушений развития у детей ;
набор материалов для работы детей (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, бумага и т.д.)
раздаточный материал для детей, родителей, учителей
       2.     Нормативно-правовая документация
Нормативно-правовая документация включает в себя нормативные документы, обеспечивающие деятельность ПМПК образовательного учреждения, учетно-отчетную документацию, а также архив.
  2.1. Нормативные документы регламентируют деятельность ПМПК.
 2.2. Учетно-отчетная документация.
Этот раздел включает в себя документацию деятельности ПМПК. Содержание этого раздела определяется документами областного и регионального  масштаба
 2.3.  Рабочие материалы ПМПК. Данная группа документов является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Она представляет собой рабочие материалы и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, педагогом, родителями и др.
3.          Организация хранения материалов
      С самого начала формирования методической базы кабинета перед  членами ПМПК встает вопрос систематизации и хранения всех материалов, необходимых  для работы. Лучшим вариантом для хранения является шкаф.
  При наличии достаточного места для хранения этим направлениям могут соответствовать полки в шкафах или сами шкафы. Внутри направлений методики могут ранжироваться по возрастам. Далее, по мере накопления материалов, возможно систематизировать методики уже в рамках возрастного деления, к примеру, по процессам или по проблемам (готовность к школе; адаптация к ДОУ, личные индивидуальные проблемы в т.ч. психофизиологические, когнитивные, эмоциональные и т.д.). 
    Для того, чтобы поиск материалов не превратился в копание по папкам, можно использовать систему кодирования папок или их надписывания. Облегчить работу по поиску нужной методики или материала поможет также каталог. Каталог может быть представлен как в виде картотеки, так и в виде реестра, который может быть помещен в отдельную папку или прикреплен к внутренней стенке шкафа. 
        Работа по систематизации материала – кропотливая и может занять много времени, если не взять за правило регистрировать каждую вновь приобретенную методику или программу.                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий