Специалистам УО


                      Информационно-методическая деятельность психолого-медико-педагогической комиссии как условие эффективного психолого-педагогического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития
Общие положения о деятельности районной психолого-медико-педагогической комиссии
       Районная психолого-медико-педагогическая  комиссия (далее комиссия) организует свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Положением о районной психолого-медико-педагогической комиссии.
Комиссия      является   формой   взаимодействия   специалистов системы   образования   и   системы   здравоохранения   для   проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет.
Комиссия    осуществляет    свою    деятельность    при    государственном учреждении образования «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и создается приказом директора.
Основной  целью комиссии является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического   обследования.
Комиссия решает следующие основные задачи:

  • выявление и психолого-медико-педагогическое обследование детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционно-педагогической помощи;
  • изучение характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
  • выявление вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
  • определение  соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;
  • оценка уровня усвоения содержания образовательных  программ и сформированности основных социальных навыков;
  • определение путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.
Комиссия выполняет следующие функции:

  • учет и направление детей и подростков с нарушениями развития в учреждения здравоохранения и социальной защиты;
  • рассмотрение диагностически сложных и конфликтных случаев по заявлениям родителей и заявкам учреждений образования, здравоохранения, труда  и социальной защиты;
  • консультирование родителей и педагогов по вопросам психического состояния и возможностей обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии;
  • разрешение конфликтных ситуаций между родителями и учреждениями образования по вопросам использования эффективных и доступных форм психолого-педагогического взаимодействия с ребенком, определения необходимых условий для оптимального развития ребенка с нарушениями развития;
  • оказание консультативной, организационно-методической помощи;
  • участие в разработке предложений по улучшению процесса обучения, воспитания и оказания помощи детям с нарушениями психофизического развития;
  • разработка индивидуальных планов коррекционно-педагогической помощи детям, обучающимся в интегрированных классах (группах), с целью обеспечения индивидуального подхода в их обучении и воспитании.
Председателем комиссии является директор государственного учреждения образования «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и несет ответственность за ее деятельность. В основной состав комиссии входят также: врач-психиатр, педагог-психолог, учитель-дефектолог.
Комиссия действует в течение года, начиная с 1 сентября, по графику, утвержденному  директором государственного учреждения образования «Дятловский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» и согласованному с отделом образования Дятловского районного исполнительного    комитета    и    Дятловской центральной районной больницей. Заседание комиссии осуществляется на основании заявок учреждений на обследование детей, которые подаются за месяц до даты проведения ПМПК.
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с ОПФР после разъяснения их прав, связанных с проведением обследования.
Для  проведения психолого-медико-педагогического обследования представляются  следующие документы:
·  выписка из медицинских документов;
· медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
· педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;
·  ведомость оценки знаний учащегося;
· результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного возраста или письменные работы учащегося.
В рамках диагностической деятельности ЦКРОиР с согласия законных представителей проводит в учреждениях дошкольного и общего среднего образования предварительное обследование обучающихся (на основании заявок учреждений образования) с целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи.
Требования к составлению психолого-педагогических характеристик на детей, поступающих на обследование на ПМПК
При медицинском обследовании изучаются: физическое состояние, соматическое состояние, состояние органов чувств, психическое состояние, состояние нервной системы детей.
При психолого-педагогическом обследовании изучаются: интеллектуальное развитие, речевое развитие, познавательная деятельность, состояние ведущей для ребенка деятельности (игровой или учебной), сформированность учебных навыков (для школьников), индивидуальные особенности личности, поведения, состояние эмоционально-волевой сферы.
Для специалистов, проводящих психолого-педагогическое обследование (педагога-психолога, логопеда, учителя-дефектолога), для врача-психиатра основным документом, отражающим наиболее важную и существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется воспитателем дошкольного учреждения, учителем-дефектологом  или классным руководителем школы, подписывается руководителем учреждения.
Педагогическая характеристика должна составляться объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие сведения:

  • сколько времени находится ребенок в данном учреждении образования;
  • особенности адаптации ребенка к учреждению образования;
  • в каком возрасте поступил в школу и какова степень подготовленности;
  • как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам);
  • особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания. Более детально необходимо остановиться на тех случаях, когда у ребенка выражена двигательная расторможенность, повышенная утомляемость, рассеянность, несобранность и т.д.;
  • взаимоотношение ученика с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети;
  • указать, какие меры коррекции применялись, и их эффективность (дополнительные занятия, щадящий режим и т.д.).
Анализ педагогических характеристик детей, поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составлен полно и грамотно. Основными недостатками при составлении характеристики являются следующие:
1. Неполное составление педагогических характеристик
В ряде случаев приходится встречаться с характеристиками поверхностного, схематического содержания. В таких характеристиках-схемах отводится по одной строчке для описания таких важных разделов, как отношение к учебной деятельности, сформированность учебных навыков; характеристика общего развития; развитие моторики и речи; отношение ребенка к неудачам, особенности работоспособности; заключение и рекомендации. Отводится по две строки для изложения особенностей семейного воспитания, отношения ребенка к словесной инструкции педагога, общая осведомленность о себе. Такие характеристики-схемы не дают материала, позволяющего уточнить результаты обследования.
2. Несоответствие содержания требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической характеристике.
Ряд характеристик содержат краткое изложение времени пребывания ребенка в  учреждении образования, изложение состояния ведущих психических функций - восприятия, внимания, мышления, памяти. В ряде случаев в характеристиках содержатся отрывочная информация об отдельных недостатках поведения ребенка.
Сведения об отдельных особенностях психики и поведения важны, но не менее существенной является информация об уровне общего развития, об особенностях усвоения программы учреждений  дошкольного (общего среднего) образования.
3. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках анализа усвоения ребенком программного материала.
Значительное количество характеристик, представленных на диагностическое обследование, отражают жалобы учителя на неуспеваемость, либо трудности в поведении. Такие характеристики не содержат анализа неуспеваемости детей по разным направлениям программного материала учреждений дошкольного или общего среднего образования, нет и указания на возможные причины трудностей ребенка. Ограничиваясь жалобами на поведение или обучение, педагоги не отражают положительные возможности ребенка, на которые следует опираться в педагогической работе.
4. Излишне подробные характеристики, содержащие большое количество ненужных деталей, лишней информации.
Выписка из характеристики Саши Ш., 9,5 лет, ученика 3 класса, обучающегося в интегрированном классе общеобразовательной школы по программе для детей с трудностями в обучении:
«... В начале учебного года мальчик совсем не реагировал на замечания учителя, был агрессивно настроен по отношению к одноклассникам. Во время урока мог ходить по классу, кричать, свистеть, петь, швырять предметы. Для встряски и разгрузки нервной системы Саша часто создает конфликтные ситуации на переменах по отношению к некоторым одноклассникам. Чем больше он устал, тем сильнее может быть аффективная вспышка...» и т.д.
 Из 4 страниц рукописного текста характеристики — 3 отведены особенностям проявлений поведения, однако подлинного анализа усвоения программы данная характеристика не содержит. Такая характеристика не единственная, она тоже не отражает требований.
5. Отсутствие в психолого-педагогических характеристиках обобщенных и обоснованных выводов педагога.
Значительное количество характеристик носит безадресный характер: педагог не указывает причину обращения: уточнение состояния ребенка, перевод в другое учреждение образования или другие. В характеристиках не всегда отмечается отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отставания либо равнодушное отношение, либо неадекватное и т.д.).

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника
1.      Общие сведения о ребенке.
-       Фамилия, имя, отчество.
-       Дата рождения.
-       Адрес.
-  Воспитывался (ется) и обучался (ется) в дошкольном учреждении №, срок пребывания, откуда прибыл в ДУ.
-       Общее физическое развитие (рост, вес). Соответствие возрастным показателям, наличие или отсутствие ожирения. Нарушение движений (скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения). Отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных кружках.
2.     История развития.
-   Здоровье родителей (серьезные заболевания, психические нарушения и аномалия у родителей). Как протекали беременность, роды. Травмы матери в ходе беременности.
-  Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.
3.     Условия семейного воспитания:
-  состав семьи: тип семьи (полная простая, полная сложная, неполная, многодетная, неблагополучная);
- родители (Ф.И.О., образование, профессия, возраст, род занятий в настоящее время); брат, сестра;
- отношение членов семьи к ребенку (теплые, внимательные, холодные, предъявляют строгие требования, гиперопека, гипоопека). Кто из родителей проявляет заинтересованность судьбой ребенка. Обращается ли ребенок с братьями и сестрами.
4.   Взаимоотношения в детском коллективе и педагогами.
-  Отношения дошкольника к окружающим его взрослым в ДУ.
- К какой категории детей (серьезным, спокойным, вспыльчивым) проявляет дружеские чувства, негативные чувства, с кем конфликтует.
5. Характеристика основных видов деятельности.
Ребенок в игре. Уровни развития игры (Манипулятивная, предметная, ролевая). Любимые игры.  Сюжет, содержание игр, их длительность. Конфликтует ли во время игры? Предпочитает ли роли лидера? Какие роли выполняет в игре? Умеет ли довести игру до конца, подчиняется ли правилам.
Особенности художественной деятельности ребенка: рисование, лепка, конструирование, аппликация, музыка, художественно-речевая, театрально-художественная. Какие виды   предпочитает. Любимые песни, сказки, тематика рисунков. Отклонения в развитии художественной деятельности, проявление в ней симптомов невроза, подавленности, тревожности.
-  Развитие бытовой и трудовой деятельности. Владение навыками и умениями бытовой и трудовой деятельности, в соответствии с возрастными показаниями (умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, доводить дело до конца). Представление о труде взрослых.
Развитие культурно-гигиенических навыков и умений: умение свободно пользоваться вилкой, ножом, есть аккуратно, во время еды сохранять правильную позу, не мешать товарищам по столу, при необходимости оказывать им услуги, по окончании еды благодарить взрослых, умение самостоятельно устранять непорядок в прическе, одежде, окружающей обстановке.
- Предпосылки учебной деятельности.  Отношение к учебной деятельности (положительное, отрицательное). Какие затруднения испытывает в освоении учебной деятельности (не умеет самостоятельно, на основе указаний взрослого, определять способы выполнения заданий, не участвует в обсуждении задания, не добивается конечного результата, в случае затруднения не проявляет настойчивость, целеустремленность)? Какие занятия предпочитает?
6. Личность дошкольника.
Мотивационно-потребностная сфера. Интересы, мечты. Выражение потребности в самоутверждении, признании.
- Эмоциональная сфера. Преобладающее настроение (спокойный, веселый, грустный). Отношение к животным, растениям.
-    Волевая сфера. Умеет ли управлять своим поведением, чувствами.
-   Индивидуально-типологические особенности. Темперамент ребенка. Наиболее выраженные черты характера. Способности ребенка. К  какому виду деятельности замечены склонности.
7. Особенности познавательной деятельности.
- Сенсорное развитие (владение сенсорными эталонами). Развитие 
  наблюдательности.
Развитие внимания. Умение сосредотачивать, переключать, распределять 
  внимание.
Особенности памяти: быстрота, точность и прочность. Какой материал запоминает лучше всего?
-  Особенности мышления. Познавательная активность ребенка, его вопросы к взрослым.
Развитие мыслительных операций. Какой вид мышления преобладает: наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический?
-   Особенности речи. Запас общих представлений (знания о себе, о членах семьи, о месте  работы родителей, о профессиях; о животных и растениях; о временах суток и временах   года,    о месяцах, относящихся к разным временам года). Дефекты произношения. Понимание устной речи (указаний, пояснений). Состояние фонематического слуха, анализа, синтеза. Слоговая структура слова. Словарь (наличие существительных, глаголов, прилагательных, наречий, подбор антонимов). Владение грамматическим строем речи. Связная речь (составление рассказа по картинке, по серии картин, пересказ, рассказ по представлению). Тип предложений. Состояние функций словоизменения и словообразования. Развернутое самостоятельное высказывание: может ли строить сам или строит с помощью взрослого, какое высказывание со стороны  последовательности.
8. Выводы.
-       основные достоинства формирующейся личности.
-       основные недостатки.
-       какие учебно-воспитательные мероприятия были предложены по преодолению  
-       затруднений, испытываемых ребенком.

Подпись учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя, заведующего ДУ.
     Подпись родителей (подтверждение ознакомления с характеристикой).
Дата составления.
Печать ДУ.

                               Психолого-педагогическая характеристика учащегося
1.     Общие сведения об учащемся.
Фамилия, имя, отчество.
-  Дата рождения, класс (программа и год обучения).
-  Местожительство.
-  Длительность пребывания и вид учреждения дошкольного образования, в котором находился до поступления в школу.
- Общее физическое развитие (рост, вес). Нарушение движений (скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения). Отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных кружках и секциях.
2.     История развития.
-  Здоровье родителей. Как протекали беременность, роды. Травмы матери в ходе беременности.
-  Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.
3.     Условия семейного воспитания:
-  состав семьи: тип семьи (полная простая, полная сложная, неполная, многодетная, неблагополучная);
- родители (Ф.И.О., образование, профессия, возраст, род занятий в настоящее время); брат, сестра;
- отношение членов семьи к ребенку (предъявляют строгие требования, гиперопека, гипоопека).
4.     Учебная деятельность учащегося:
- знания, умения и навыки (по языку, математике, чтению): успеваемость по разным предметам, систематичность выполнения домашнего задания, умение обращаться со школьными принадлежностями, умение готовиться к уроку, умение развернуто ответить на вопрос, объяснить орфограмму, умение подбирать собственные примеры на изученные правила; умение определять и сравнивать предметы и их множества, знания последовательности чисел натурального ряда, состава числа, вычислительных приемов; способ чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое;
- желание учиться, идти в школу, наличие познавательного или социального мотива учения, отношение к успехам или неудачам в учении.
5.     Особенности познавательной деятельности:
- особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, объем внимания);
особенности восприятия и мышления (восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов; особенности восприятия времени; понимание главного в воспринимаемом; понимание содержания картин, текстов; способность обобщать и делать выводы, умение сравнивать предметы с целью нахождения сходства между ними; уровень усвоения общих и абстрактных понятий; установление причинно-следственных связей;
особенности памяти (преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, моторная, смешанная; быстрота и прочность запоминания; что лучше запоминает: цифры, факты, описания; использование приемов запоминания, припоминания);
-  особенности речи (дефекты произношения; понимание устной речи: указаний, пояснений; понимание письменной речи, текстов книг, таблиц; запас слов, грамматический строй речи; умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать; нет ли болтливости; нецеленаправленной речи).
6. Особенности личности:
- направленность личности, его самооценка (ведущие интересы и склонности личности: увлеченность учащегося каким-либо предметом, видом внеурочной деятельности; характер интересов с точки зрения глубины и активности, читательские интересы; самооценка);
- индивидуально-типологические особенности (ярко выраженные положительные или отрицательные черты характера: повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, замкнутость, эмоциональность).
7. Особенности эмоционально-волевой сферы:
- преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное, чем вызваны эти смены настроения);
- волевые черты характера (целеустремленность, решительность, уверенность в себе);
- эмоциональная реакция на педагогическое воздействие (умение владеть эмоциями, переживаниями).
8. Взаимоотношения с детским коллективом и взаимодействие с педагогами:
- отношение к сверстникам (дорожит мнением коллектива, равнодушен к мнению коллектива, бывают ли конфликты, их причины);
-  положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определены эти отношения).
9. Отношение к трудовой и общественной деятельности:
- организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым усилиям;
-  какие виды труда предпочитает;
-  степень овладения трудовыми навыками, легкость их приобретения;
- отношение к общественной жизни класса, школы, добросовестность, выполнение общественных поручений.
10. Выводы:
-  основные достоинства в формирующейся личности;
-  основные недостатки и их причины;
-  определение важных психолого-педагогических задач воспитания школьника;
-  пути исправления.

      Подписи учителя, педагога-психолога, директора школы.
      Подпись родителей (подтверждение ознакомления с характеристикой).
      Дата составления.
      Печать школы.

Ориентировочная карта-схема психологической характеристики школьника

1. Общие сведения об учащемся.
Фамилия, имя, отчество.
-  Дата рождения, класс.
-  Местожительство.
- Длительность пребывания и вид учреждения дошкольного образования, в котором находился до поступления в школу.
- Общее физическое развитие (рост, вес). Нарушение движений (скованность, расторможенность, стереотипные и навязчивые движения). Отношение к занятиям физкультурой и спортом, участие в спортивных кружках и секциях.
2. История развития.
-       Здоровье родителей. Как протекали беременность, роды. Травмы матери в ходе беременности.
-       Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания и травмы перенес в первые годы жизни.
-       Сведений о  состоянии здоровья.
- Часто ли болеет (часто, средне, редко).   
- Хронические заболевания (какие).     
- Особенности функционирования нервной системы:
·  быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
·  быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
·  стабилен в проявлении настроения;
·  преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
·  преобладает торможение.
3.     Условия семейного воспитания:
-       состав семьи: тип семьи (полная простая, полная сложная, неполная, многодетная, неблагополучная);
-       родители (Ф.И.О., образование, профессия, возраст, род занятий в настоящее время); брат, сестра;
-       отношение членов семьи к ребенку (предъявляют строгие требования, гиперопека, гипоопека).
4.     Учебная деятельность учащегося:
-       знания, умения и навыки (по языку, математике, чтению): успеваемость по разным предметам, систематичность выполнения домашнего задания, умение обращаться со школьными принадлежностями, умение готовиться к уроку, умение развернуто ответить на вопрос, объяснить орфограмму, умение подбирать собственные примеры на изученные правила; умение определять и сравнивать предметы и их множества, знания последовательности чисел натурального ряда, состава числа, вычислительных приемов; способ чтения: побуквенное, послоговое, целыми словами, беглое;
-       желание учиться, идти в школу, наличие познавательного или социального мотива учения, отношение к успехам или неудачам в учении.
5.     Особенности познавательной деятельности:
-       особенности внимания (легко ли привлекается внимание, устойчивость внимания, легко ли переключается с одного вида деятельности на другой, объем внимания);
- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.
- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
-       особенности восприятия и мышления (восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предметов; особенности восприятия времени; понимание главного в воспринимаемом; понимание содержания картин, текстов; способность обобщать и делать выводы, умение сравнивать предметы с целью нахождения сходства между ними; уровень усвоения общих и абстрактных понятий; установление причинно-следственных связей;
- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.
- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.
- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
-       особенности памяти (преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, моторная, смешанная; быстрота и прочность запоминания; что лучше запоминает: цифры, факты, описания; использование приемов запоминания, припоминания);
- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.
- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.
- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I 2 раза посмотреть на него.
- Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно.
- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
-       особенности речи (дефекты произношения; понимание устной речи: указаний, пояснений; понимание письменной речи, текстов книг, таблиц; запас слов, грамматический строй речи; умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать; нет ли болтливости; нецеленаправленной речи).
6.     Особенности личности:
-       направленность личности, его самооценка (ведущие интересы и склонности личности: увлеченность учащегося каким-либо предметом, видом внеурочной деятельности; характер интересов с точки зрения глубины и активности, читательские интересы; самооценка);
Направленность интересов:  
- на учебную деятельность;       
- на трудовую деятельность;    
- на художественно - эстетическую деятельность;  
- на достижение в спорте, туризме;
- на отношения между людьми.
-       индивидуально-типологические особенности (ярко выраженные положительные или отрицательные черты характера: повышенная обидчивость, упрямство, агрессивность, замкнутость, эмоциональность).
·             Скромность.
- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.
- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.
- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.
- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения.
- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.
·             Уверенность в себе
- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
·             Самокритичность.
- Всегда со вниманием выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.
- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
- К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, не старается исправить недостатки.
- Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
·             Умение рассчитывать свои силы.
- Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не слишком легкие и не слишком трудные.
- Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.
- Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.
- В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.
- Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.
·             Стремление к успеху, первенству.
- Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого добивается.
- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
- Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
- Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
·             Самоконтроль.
- Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
- Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.
- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».
7.     Особенности эмоционально-волевой сферы:
-       преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное, чем вызваны эти смены настроения);
·             Эмоциональная реактивность.
- Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
-Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
- Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
·             Общий эмоциональный тонус.
- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.
·             Эмоциональная уравновешенность.
- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
- Эмоционально уравновешен.
- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
-       волевые черты характера (целеустремленность, решительность, уверенность в себе);
·  Смелость.
- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
- В большинстве случаев отступает перед силой.
- Всегда отступает перед силой, трусит.
·  Решительность.
- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
- Иногда колеблется перед ответственным решением.
- Редко решается принять какое - либо ответственное решение.
- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
·  Настойчивость.
- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
-       эмоциональная реакция на педагогическое воздействие (умение владеть эмоциями, переживаниями).
·  Самообладание.
- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
- Часто не может подавить нежелательные эмоции.
- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.
8.     Взаимоотношения с детским коллективом и взаимодействие с педагогами:
-       отношение к сверстникам (дорожит мнением коллектива, равнодушен к мнению коллектива, бывают ли конфликты, их причины);
·  Авторитет в классе.
- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только среди мальчиков или среди девочек и т.д.)
- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.
- В классе авторитетом не пользуется,
·  Симпатия.
- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
- В классе ребята относятся к нему с симпатией.
- Пользуется симпатией только у части одноклассников.
- Пользуется симпатией у отдельных ребят.
- В классе его не любят.
·  Авторитет во внешкольных объединениях.
- Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).
- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)
- Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе, клубе)
- Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется (спортивная школа, клуб).
- Не является членом никакого внешкольного объединения.
-       положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определены эти отношения).
·  Коллективизм.
- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
- Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в сое дело».
·  Честность. Правдивость.
- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
- Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.
- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.
- Склонен всегда, говорить не правду.
·  Справедливость.
- Активно борется с тем, что считает несправедливым.
- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.
- Редко выступает против того, что считает несправедливым.
- Не добивается справедливости.
- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
·  Бескорыстие.
- В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.
- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.
- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.
- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.
- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.
·  Общительность.
- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
- Как правило, с удовольствием общается с людьми.
- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.
- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
- Замкнут, необщителен.
·  Чувство товарищества.
- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
- Как правило, помогает товарищам.
- Помогает товарищам, когда его просят.
- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.
- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
·  Отзывчивость.
- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.
- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.
- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.
- Почти не умеет сочувствовать другим.
- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.
·  Вежливость, тактичность.
- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
- Часто бывает, невежлив и нетактичен.
- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.
9.     Отношение к трудовой и общественной деятельности:
-       организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым усилиям;
-       какие виды труда предпочитает;
-       степень овладения трудовыми навыками, легкость их приобретения;
-       отношение к общественной жизни класса, школы, добросовестность, выполнение общественных поручений.
·     Внешкольные занятия (систематические).
- Занятия общественно полезным трудом (каким).
- Занятия  в художественной самодеятельности (какой).     
- Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.
- Занятия спортом (каким).      
- Занятия организационной работой (какой).      
·        Общественная активность.
- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.
- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.
- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
- Редко принимает участие в общественных делах.
- Отказывает участвовать в общественных делах.
·        Трудолюбие.
- Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.
- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
- Редко охотно берется за работу.
- Чаще всего старается уклониться от любой работы.
- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
·        Ответственность.
- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
- Очень редко выполняет порученное ему дело.
- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.
·        Инициативность.
- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
- Редко сам начинает новое дело.
- Почти никогда сам не начинает новое дело.
- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
·        Организованность.
- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.
- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.
- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап надо отчитываться.
- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.
·        Любознательность.
- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.
- Равнодушен к всякого рода новым знаниям.
·        Аккуратность.
- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по обязанности.
- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
- Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.
10.                       Выводы:
-       основные достоинства в формирующейся личности;
-       основные недостатки и их причины;
-       определение важных психолого-педагогических задач воспитания школьника;
-       пути исправления.

      Подписи учителя, психолога, директора школы.
      Подпись родителей (подтверждение ознакомления с характеристикой).
      Дата составления.
      Печать школы.

                       Рекомендации по составлению характеристики на ученика 
                                                       с трудностями в обучении

1. ФОРМАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ НА УЧЕНИКА Фамилия, имя; дата рождения; место, откуда прибыл в данный интернат или из какой школы. Краткие данные о родителях. Если сирота, то особо выделить. Если родители страдали хроническими заболеваниями, то указать. Сведения об успеваемости общие, а именно, если дублировал какой-либо класс, то указать какой и в каком году.
2. СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ.
ПО ПИСЬМУ. Пример.  Ребёнок встречает трудности в бучении письму. Не может достаточно быстро и хорошо ориентироваться на листе бумаги, не всегда видит строчку (нарушена пространственная ориентировка), буквы вначале  могут быть большими, а затем маленькими. Характерна импульсивность в выявлении ошибок, не уверенность в правильном написании. Смешивает буквы, сходные по написанию: ш-т, б-д, ш-и. Наблюдаются пропуски букв, замены их сходными по начертанию. Бывают ошибки фонематического характера, но они не стойкие. В связи с нарушением пространственной ориентировки может допускать ошибки на знаки препинания.
ПО ЧТЕНИЮ.  Пример.  Чтение послоговое, либо целыми словами; монотонное, эмоционально слабо окрашено. Считывает неправильно буквы, сходные по написанию; путает следующие буквы: б-д, ш-т, ш-и, о-а, и-м и др. При чтении необъяснимые паузы. Не выделяет главную мысль прочитанного.
ПО МАТЕМАТИКЕ.  Пример. Из-за пространственного нарушения трудности в определении состава числа; чисел соседей числа; сравнение чисел; плохо понимает на сколько то больше, чем это, либо наоборот. При решении задач не может запомнить сложную словесную инструкцию. (Данные примеры ошибок приводим для детей с ЗПР. Но не все приведённые выше ошибки, характерны для данного ученика. Внимание! К каждому приведённому примеру подходите избирательно! Далее особо указать, что хорошо усвоил из пройденного материала по основным дисциплинам, что вызывает особые затруднения. Как ребёнок относится к своим неудачам в учении. Как реагирует на оценку? Какие виды помощи применялись для преодоления трудностей. Какие результаты были достигнуты в течении этих дополнительных занятий.
3. ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКА Понимание требований педагога; ориентировка в школьной обстановке, выполнение требований педагогов, взрослых. Как работает в классе. Пример. Безучастен к тому, что делается в классе. Плохо слушает. На вопросы не отвечает, реакции не адекватны факту. Пример. На уроке внимателен, стремиться работать наравне с классом, но при ответах отвечает не то, что требуется. Импульсивен, болезненно реагирует на замечания.
4. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ    Как работает, заинтересован ли работой. Целенаправленность, доводит ли до конца начатое дело; устойчив в работе, либо легко отвлекается. Как проявляется усталость, утомляемость в работе; наблюдается ли резкое колебание работоспособности. Пример. Крайне рассеян, работает лишь 15-20 минут в начале урока; затем становится безучастным.
5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
а) Общие представления об окружающем мире. Каков запас сведений об окружающем, ориентировка во времени, месте, знание адреса, родственников, школы-интерната, номера телефона, школы, даты своего рождения, возраст, родственные связи. Пример. Запас сведений об окружающем  значительно ниже возрастной нормы; знает имя, фамилию, возраст. Времена года путает; по картинкам не смог установить последовательность времён года, не знает их признаков. Не определяет среду обитания животных, птиц, рыб. Не знает количества и названия дней недели. Пример. Запас сведений об окружающем несколько ниже возрастной нормы. Плохо знает названия месяцев года, количество, последовательность. «Что будет после весны, перед осенью?» - не знает. Характерные признаки времён года, приметы их определяет с опорой на наводящие вопросы или иллюстративный материал. Плохо ориентируется на местности, не знает улицу, адрес проживания, рядом стоящих учреждений: сад, школа.
 б) Речь, понимание речи, связанная  речь, словарный запас. Пример. Словарный запас ниже возрастной нормы. В речи мало прилагательных, наречий. Фраза распространённая с незначительными аграмматизмами. Звукопроизношение не нарушено.
в) Зрительное восприятие. Знание цвета, быстрота узнавания, узнавание перевёрнутых изображений, узнавание по контурам, узнавание по отдельным деталям, восприятие целостного сюжета. Пример. Темп восприятия замедлен. Знает, различает основные цвета, оттенки. Узнаёт контурное, наложенное друг на друга изображение. В перевёрнутом виде не узнаёт. Восприятие сюжета фрагментное. Не выделяет мелкие, малозаметные детали.
г) Внимание. Длительность активного внимании; стойкость, переключаемость. Пример. Внимание неустойчивое. Объём мал. Медленно переключается с одного вида деятельности на другой; постоянно внимание соскальзывает на предыдущий вид деятельности.
д) Память Состояние зрительной и слуховой памяти; механическая память; ассоциативная память. Пример. Снижены все виды памяти. Плохо удерживает в памяти фразу из 8-10 слов («В саду за высоким забором растут большие яблоки») При воспроизведении допускает ошибки. Не использует специальные приёмы запоминания. Из 9 предъявленных фигур воспроизводит 5. Смысловым соотношением не пользуется. Пример. Все виды памяти ниже возрастной нормы. Преобладает механическая память. Запоминает яркое, выразительное. Что касается учебной деятельности, память проявляется в чтении стихов наизусть (механическое запоминание).
е) Мышление. Способность обобщать, классифицировать предметы по особому признаку, исключение лишнего, составление рассказа по серии сюжетных картинок, по впечатлению, по прочитанной книге, по увиденному фильму; понимание переносного смысла отдельного высказывания; понимание главной мысли рассказа и т.д. Пример. Мышление конкретно-понятийное. Плохо сформированы обобщающие понятия: мебель, одежда, обувь, головные уборы и т.д. Не понимает скрытого смысла пословиц и поговорок. Не может выделить главную мысль прочитанного произведения. Загадки отгадывает с трудом. Пример. Недостаточно сформированы обобщающие понятия; легко отказывается от своих слов по обобщению тех или иных предметов. Не понимает скрытого смысла пословиц и поговорок. Не может выделить главную мысль прочитанного. По серии сюжетных картинок рассказ составляет с трудом; чаще всего только название предметов или перечисление действий.  
ж) Пространственная ориентация Понимание и знание «влево», «вправо», «вблизи», «вдали»; понимание смысла предлогов по картинкам, составление фигур из палочек, разрезных карточек. Пример. Пространственная ориентировка нарушена. Не понимает смысла предлогов: над, под, перед, за. С трудом определяет: правое, левое («достань правой рукой левое колено»). Разрезную картинку из 6-ти частей собирает методом проб и ошибок. Картинку из 4-х частей собирает по открытому образцу.
з) Эмоционально-волевая сфера Глубина и устойчивость чувств. Преобладающее настроение ребёнка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявление негативизма. Критичность, самокритика, уровень притязаний, самооценка. Пример. Любит всё яркое, выразительное. Любит смотреть видеофильмы и телепередачи развлекательного характера. Реакции  могут быть неадекватные факту (за нечаянную обиду может ударить). На замечания реагирует болезненно, замыкается. Критика не соответствует возрасту.
и) Особенности личности. Нравственные качества личности. Наличие чувства долга, ответственности. Соблюдение правил поведения в школе, в общественных местах. Взаимоотношения в коллективе, отношения с товарищами; дружба с детьми: младшими, старшими. Поведение в учебной, в игровой, в трудовой деятельности. Уровень притязаний и самооценка.
к) Основные трудности и причины отставания. Пример. Учебный материал не усвоил, не может сосредоточится, оставлен на повторный год.  


                                Рекомендации по социально-педагогической поддержке и                                                        психологической помощи учащихся с ОПФР  
                                            на уроке и во внеклассной работе учителя 

* Создание условий для проявления инициативы ребёнка с особенностями развития.
* Чёткое аргументированное определение обязанностей и границ приемлемого поведения.
* Чёткий размеренный стиль общения и взаимодействия, доброжелательная, не авторитарная позиция взрослого.
* Подчёркнуто уважительная форма общения с учеником, сочетающаяся с разумной и последовательной требовательностью.
* Умелое сочетание доверия к ученику с контролем исполнения  поручений.
* Не провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера ученика.
* Доброжелательная, спокойная манера взаимодействия.
* Формирование эмоционально-положительного отношения  к учебной деятельности.
* Вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявлять инициативу и заслужить признание.
* Порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков.
* Реализация потребности в самоутверждении.
* Давать индивидуальные посильные поручения, контролировать их выполнение.
* Предлагать организацию коллективных творческих дел, которые находятся в сфере интересов ученика с ОПФР.
* Поддерживать стремление быть ответственным, доводить начатое дело до конца, быть снисходительным к недостаткам других в сочетании с принципиальной требовательностью к себе и другим.
* Обучать самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности, рациональному расходованию сил, умению учитывать мнение других, вежливости, тактичности, отказу от неразумных желаний.
* Использовать воспитательные воздействия: убеждение на позитивном опыте ученика, предупреждение, пробуждение гуманных чувств, организация успехов в деятельности.
* Формирование эффективных приёмов учебной деятельности (самоконтроль, планирование, выделение главного, систематизация и т.д.).
* Поддерживание высокого уровня работоспособности на уроке: -при выполнении однотипных операций направлять ученика на поиск других способов решения заданий, отличных от привычных схем ; -чередовать различные виды деятельности, давать задания для самостоятельной работы, соответствующие интеллектуальным возможностям ученика.
* Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познавательной деятельности.
* Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение учебных заданий по возрастающей трудности и предоставление времени на их выполнение.
* Тренировка в отношении работы, требующей планирования, систематизации.
* Чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности, с особым акцентом на позитивных сторонах.
* При организации групповой работы на уроке «не разлучать» ребёнка с другом.
* Создание условий для переживания учеником ситуации успеха и  связанных с этим положительных эмоций.
* Повышать самооценку.    


































Комментариев нет:

Отправить комментарий